Статьи

Заметки начинающего ГД: О переквалификации

Рубрику «Заметки начинающего ГД» ведёт начинающий гейм-дизайнер – Анастасия Лещинская, которая сегодня расскажет о трудности выбора профессии своей мечты и долгом пути в игровую индустрию.

 

 

 

В России 51% людей работает не по специальности (ТАСС). Мне всегда эта статистика
казалась неоднозначной, однако среди моих друзей практически все работают теми, на кого
учились в университете. Я сама отработала 7 лет в сфере, очень близкой к моей
специализации, и мой диплом не стал подставкой для кофе. Однако сейчас что-то изменилось,
и я сменила профессию. И эта профессия ничего общего с моим образованием не имеет.
Здесь я расскажу, как я смогла и каково это было – отказаться от имеющегося опыта и начать
всё сначала в принципиально новой профессиональной сфере.

За время, которое потребовалось мне на переквалификацию, я прошла несколько стадий,
каждая из которых помогла мне определиться. Приступим.

The Walking Dead

Стадия 1. Копания в себе

Вопрос «Кем я хочу стать, когда вырасту?» был для меня актуален с 2007 года и по 2019,
страшно подумать, что он охватывает 12 лет моей жизни, тем не менее это действительно так,
и, если быть откровенной, я рада, что он постоянно висел надо мной, потому что благодаря
этому, я не утонула в нелюбимой работе.

Выбор профессии всем даётся нелегко, всё-таки когда тебе 14 – ты ещё слишком многого не
знаешь, чтобы сделать осознанный выбор. Всю предысторию я рассказывать не буду, просто
упомяну, что в 2007 году я хотела поступать в ВМиК МГУ, чтобы программировать игры, а
закончила в итоге МИФИ по специальности радиационной безопасности. Как я уже сказала, я 7
лет успешно отработала по специальности, но сакральный вопрос меня не оставлял. Когда я
вдруг поняла, что не люблю свою работу, меня начали одолевать сомнения: почему я думаю,
что мне не нравится моя работа? Может, я засиделась на одном месте? Может, я достигла
потолка в рамках компании? Может, меня не устраивает моё руководство? Может, я чего-то
испугалась? Может, мне скучно? Это страшно неприятные вопросы, если подумать, и я могла
бы говорить другим людям что угодно, отвечая на них, но себе врать я не могла, хотя и

хотелось. Поразмыслив над этим, я поняла, что хочу любить свою работу, хочу видеть
результат своих трудов, хочу заниматься тем, к чему лежит душа.

Life is strange

Стадия 2. Определение проблемы

Тогда я обратила свой взгляд на хобби. Да, в обществе ходит мнение, что нельзя делать из
своих увлечений работу, что тогда ты возненавидишь их, пропадёт желание этим заниматься,
исчезнет вдохновение. Но я видела примеры, когда кто-то действительно переводил хобби на
новый уровень и у него всё прекрасно складывалось. Я решила рискнуть и прикинуть, чем я
занимаюсь в своё свободное время. Немного рисую, пишу, занимаюсь всяческим рукоделием,
играю в компьютерные игры… Меня словно током прошибло, когда я сложила в голове 1 и 1 и
поняла, что я всё ещё могу найти себя в игровой индустрии. Сначала я рассматривала вариант
художника. С этой мыслью я прошла стадии с 3 по 6, о которых скажу чуть позже, и после 6
стадии столкнулась с непреодолимыми препятствиями. На какое-то время меня это раздавило,
и я оставила мысль попасть в геймдев, однако, как показал опыт, ненадолго. Я снова
столкнулась с пунктом первым и вторым и снова убедилась, что мне всё ещё надо в геймдев,
просто не художником, а писателем.

Watch Dogs

Стадия 3. Первые запросы в Google

Я начала исследовать вопрос. Если ли писатели в игровой индустрии, как они туда попадают,
много ли их, чем в общих чертах они занимаются. Я подписалась на какое-то количество
новостных порталов (среди них App2Top, AycХестов, DTF, Манжеты не перечисляю, вы и так
тут) и потратила время на то, чтобы просто понять, как это работает. В этот период я узнала о
нарративе в играх, о том, что нарративных дизайнеров на Российском рынке очень немного, о
том, что нарративный дизайн во многих компаниях сочетается с гейм-дизайном. И пошла
изучать, кто такой этот гейм-дизайнер.

Witcher Wild Hunt

Стадия 4. Предварительное изучение вакансий

Когда я поняла, что мне нужно, я сделала первый заплыв на hh. Я искала вакансии не из
соображений фактического поиска работы, а из соображений понять, что требуется от гейм-
дизайнера, какие обязанности он должен выполнять, и на основе этого я планировала
привести свои навыки в соответствие с вакансиями. Я с лёгким ужасом читала незнакомые
слова вроде «игровой баланс» или требования из серии «опыт работы на аналогичной
должности», «наличие в портфолио выпущенных успешных игр аналогичного жанра» и совсем
волосы на голове шевелились, когда я поняла, что у меня нет или очень мало опыта в работе с
некоторым требуемым софтом. Но это меня не остановило. Я выписала себе то, что у меня
есть, то, чего у меня нет, и принялась исследовать просторы интернета дальше.

Dragon Age Origins

Стадия 5. Поиск литературы и курсов

Имея на руках список того, чего мне не хватает, я взялась за поиск литературы и курсов. На
самом деле информации полно, есть каналы на youtube (например, DTF, StopGame.Ru, TVG),
довольно много блогов и новостных порталов, где регулярно выкладываются интересная
статьи (к примеру, здесь есть переведённые материалы Шрайбера), есть порталы для
образования, где можно приобрести офлайн курсы в записи (Coursera, Udemy). На самом деле,
в первое время я чувствовала себя потерянной: за что хвататься, с чего начинать, какая книга
лучше. Вопросов было миллион. Но первый шаг является решающим. В какой-то момент
блуждания от одного ресурса к другому, начинает сформировываться понимание, что нужно
именно сейчас. Дальше вступает в дело приоритизация. Просто прыгая с места в карьер –
ничего не достигнешь, зато если разделить для себя знания на важные, средней важности и
для общего понимания, то дело пойдёт значительно быстрее. Я составила список книг,
некоторые заказала в английском варианте (к примеру, The Game Narrative Toolbox), и
приступила уже к подбору курсов. Время позволяло мне иногда брать несколько и даже
успевать делать по ним домашние задания. Я разрывалась между курсами от Нарраторики и
курсами от Нетологии, так как позволить себе могла только что-то одно. И в итоге мой выбор
пал на Нетологию.

Были определённые критерии, которыми я руководствовалась при выборе курсов: наличие
практических заданий, обратная связь с преподавателями, непосредственная проверка
домашних работ, возможность составления портфолио по итогу курса и, конечно, сертификат.
В моём случае Нетология выдавала не только сертификат об окончании курса, но и
Удостоверение о повышении квалификации.

Star Wars The Old Republic

Стадия 6. Обучение и составление портфолио

Как я говорила выше, для меня было очень важно, чтобы домашка проверялась.
Самообразование – это великолепно, но без установленных сроков и без обратной связи от
преподавателя оно может растянуться на бесконечный промежуток времени, а также может
закрепить не совсем корректные знания или навыки. Мне же было важно успеть всё в
максимально сжатый срок и иметь возможность сразу уточнить все нюансы. Я задавала много
вопросов, общалась по поводу практических заданий и сразу же исключала возможность
недопонимания или неверной интерпретации полученной информации.

Во время обучения помимо фактических знаний я получила довольно много бонусов. Во-
первых, всё, что мне было непонятно по предыдущим курсам или статьям, я могла спросить у
преподавателей. Во-вторых, преподаватели менялись и можно было составить какое-то своё
мнение, руководствуясь несколькими точками зрения опытных коллег. В-третьих,
преподаватели помогли мне расставить приоритеты при составлении перечня литературы,
необходимого к изучению, и также значительно дополнить его. Также стало понятно, каково это
работать в очень жёсткие сроки, выполняя новые для меня задачи в сравнении с предыдущей
профессии (к примеру, на диплом было выделено всего 3 недели при объёме работ в
несколько документов, включая бизнес-модель и игровой баланс). Так как многие задачи
можно было назвать творческими, я столкнулась с тем, что, когда появляется дедлайн –
пропадает вдохновение и ты сидишь перед белым листом бумаге в полной прострации. Так что
за три месяца курса от Нетологии я выработала привычку фантазировать и что-то
придумывать вне зависимости от настроения и вдохновения. Это было очень трудно.

Самая прелесть заключалась в том, что за три месяца я не просто делала то, что мне придётся
в дальнейшем делать в моей профессии, но при этом параллельно работала над своим
портфолио и обрастала связями, что является важным в любой сфере.

Uncharted 4

Стадия 7. Участие в мероприятиях

Так случилось, что как раз в мае, когда я училась на Нетологии, в Москве проходил DevGamm.
Я узнала о нём в самый последний момент и смогла купить туда билет. Это мероприятие
оказалось для меня очень показательным. Я страшно волновалась и поэтому даже специально
готовилась. Меня там никто не знал, а мне надо было каким-то образом обратить на себя
внимание, ведь в дальнейшем я бы хотела работать в одной из компаний, принимавших там
участие. Поэтому я сверстала себе визитки, внимательно изучила перечень лекций и
составила план, на какие из них мне обязательно нужно пойти, зарегистрировалась в Pine,
приложении, которое позволило мне договориться о нескольких встречах. Я также обновила
ещё раз своё резюме и распечатала несколько документов, которые разрабатывала на курсах,
в качестве портфолио на всякий случай. Это было правильным решением, всё это мне
пригодилось: я познакомилась лично с некоторыми моими преподавателями,
окунулась в сферу, пообщалась с представителями интересующих меня компаний,
посмотрела, что выставлялось на Showcase, и сходила на несколько встреч-собеседований.

И всё же, несмотря на очевидную полезность от посещения данного мероприятия, мне как
пингвину-социофобу местами было крайне тяжело. Тяжело начать разговор с кем-то
интересным, тяжело задать вопрос на лекции. Я переборола себя, что считаю достижением.

Detroit: Become Human

Стадия 8. Вакансии и собеседования

DevGamm сильно помог мне в трудоустройстве. Я смогла узнать об актуальных вакансиях,
разместить своё объявление о том, что ищу работу, и сформировать ещё более полное
представление о том, что должно быть в моём резюме и чего мне не хватает. Поэтому когда я
вернулась домой помимо hh, я обратилась и к таким порталам как, TalentsInGames, Values
Value и даже в одну группу в ВК, где размещались вакансии геймдева. Часто информация
дублировалась, но тем не менее, это дало буст.

После DevGamm и благодаря курсам я перестала бояться откликаться на вакансии, часто
шла именно на сайт конкретной интересующей меня компании и откликалась там. Я до сих пор
боюсь подсчитать, сколько раз я откликнулась, сколько раз мне ответили, а сколько пригласили
на собеседование. Мне казалось, что я откликалась бесконечное количество раз, а
приглашения на собеседования можно было пересчитать по пальцам. Но никогда я не
руководствовалась мыслью «мне всё равно, куда, главное, в индустрию». Я искала проекты,
которые меня бы вдохновляли, поэтому куда бы я ни присылала отклик, я всегда сначала
играла в их игры и чётко формулировала для себя, почему я хочу в эту компанию, что мне там
нравится, зачем я туда иду, и всегда об этом писала в сопроводительных письмах. Мне
хочется верить, что именно поэтому мне часто отвечали, даже чтобы сказать неприятные для
меня новости, что я не подхожу им. Это было куда лучше, чем мучиться неведением – видели-
не видели, прочли-не прочли.

На собеседованиях часто спрашивали про гейм-дизайн в общих чертах, насколько я его
понимаю, насколько я понимаю, чем буду заниматься, интересовались, во что я играю, на каких
платформах чаще, узнавали моё впечатление от игр, разработчиками которых являлась та,
компания, куда я пришла, и спрашивали, что, на мой взгляд в них можно улучшить. Некоторые
мельком просматривали моё портфолио, которое я приносила распечатанное в папке,
некоторые о нём даже не упоминали.

Mafia II

Стадия 9. Задача выполнена

И вот после одного из таких собеседований я попала в WebGames, где сейчас работаю
младшим гейм-дизайнером. Выяснилось, что теория отличается от практики. Я знала, об этом,
но не представляла себе масштабов. Как обстоит теперь мой рабочий день – повод написать
отдельную статью, наверное, но сейчас я не буду вдаваться в подробности. Главное, это тот
факт, что я убедилась, что есть один нюанс – задача выполнена только частично. Да, какой-то
пул знаний наработан, да, это позволило устроиться на работу, но нельзя после этого взять и
расслабиться. Так я себе говорю сейчас.

Стадия 9 – это то, что происходит со мной в настоящее время, это то, что наступает, когда
основная цель достигнута. Стадия 9 – это дальнейшее развитие.

В заключении перечислю некоторые принципы, которые я для себя определила за 8,5
пройденных стадий:

  • Надо быть честным с собой и не бояться в корне всё поменять.
  • Надо определить для себя, зачем я это делаю, в чём причина и чего я хочу.
  • Надо выработать план и не рассчитывать, что его можно осуществить за месяц.
  • Нельзя пренебрегать информацией, нужно быть всегда в курсе событий.
  • Нет ничего страшного в том, что не получилось с первого раза, надо быть настойчивым.
  • Погружаться в сферу лучше целиком, чтобы всё, что тебя окружает, способствовало
    развитию.
  • Надо трезво оценивать свои способности и не стесняться приниматься за обучение.

В новой профессии до самого горизонта видны лишь новые, непокорённые вершины.
Некоторые, те, что теряются вдали, пока покорить нельзя, ведь для этого пока нет снаряжения,
а если бы оно и было – всё равно я не умею им пользоваться, поэтому вершины покорять надо
размеренно и в своём темпе. Сейчас я продолжаю учиться, обзавожусь новыми навыками и
совершенствую их, доводя до автоматизма, чтобы новые знания не помешали выполнению
текущих задач.

Добавить комментарий