Четыре всадника блокчейнокалипсиса
Предисловие
Технология «блокчейн» появилась неспроста. Её роль значительна и выходит за рамки криптовалютных операций. Мы живём в удивительное время, когда начинается изменение парадигмы поведения цивилизации, когда эффективность старых систем управления и контроля достигла своего предела, и требуется глубокое переосмысление подходов к управлению проектами, финансами, ресурсами и обмену/использованию информации.
Судите сами — вначале появился интернет, как первая удачная попытка независимого объединения людей с целью более быстрого обмена информацией. Затем произошло первое революционное изменение самого интернета — появление социальных сетей, благодаря которым взаимодействие различных социальных групп по всему миру стало ещё более удобным, быстрым и простым. Сейчас мы видим новое поколение людей, которые представляют себе интернет не как набор серверов с расположенными на них HTML-страничками, а как глобальную социальную сеть. Многие из них никогда даже не выходили за пределы мессенджеров и любимой социальной сети. Появление краудфандинговых платформ (Kickstarter, Indie-Go-Go и др.) создало ещё одну предпосылку к будущим переменам, создав впервые в истории новую уникальную систему открытых финансовых отношений между потребителями и производителями продукта.
Сейчас мы стоим на пороге очередной глобальной технологической революции, которая изменит целые отрасли, целые институты и, возможно, даже государственное устройство. Представьте себе, благодаря технологии «блокчейн» мы получаем глобальную распределённую систему отношений, вычислений и взаиморасчётов. Не нужны централизованные институты для подтверждения подлинности, хранения данных или выполнения вычислений. Имеет ли это значение для игровой индустрии?
Да, имеет. Но начнём по порядку…
Что такое «блокчейн»?
Мне очень понравилась аналогия, которую привел автор статьи в журнале The Village.
«Представьте себе парк аттракционов. При входе всем выдают пленочные диктофоны, и они постоянно включены на запись. Сахарную вату и поездку на американских горках здесь можно купить за жетоны, но вот их вам никто не выдает. Вдруг вы слышите крик продавца: «Вася дал Олегу четыре жетона!», «Леша дал Ане 100 жетонов!» — и так далее, без остановки. Каждый раз, когда кто-то меняет деньги на жетоны или расплачивается ими, продавец орет об этом на всю толпу. Диктофоны всех в парке записывают этот крик. Если вы наконец захотите расплатиться жетонами, продавец начнет сравнивать ваши с ним диктофонные записи. Это ключевой момент безопасности парка: вы не можете вдруг «придумать» себе пару лишних жетонов: афера быстро раскроется, потому что ни на чьей диктофонной записи не будет крика продавца, который бы раньше передал эти два жетона вам. Самих жетонов физически ни у кого вообще нет, даже у хозяев парка: как предмет они не нужны, ведь у любого посетителя есть история всех передач.»
— КИРИЛЛ РУКОВ,- «Что такое блокчейн: Объясняем на смузи», The Village
В общем смысле плёнка с записью всех голосов у каждого из посетителей парка аттракционов и есть тот самый блокчейн. Главный его смысл — децентрализация. У каждого дублируется история всех событий, как было бы, если бы все собирали бумажные чеки о своих операциях на счете, а потом выкладывали бы их в интернет. Обмануть тогда не сможете ни вы, ни продавцы.
Далее я буду рассуждать в ключе разработчика игр, и цель статьи — дать гейм-дизайнерам, продюсерам и другим специалистам игровой индустрии пищу для размышления о пользе (или бесполезности) новой технологии.
Первый Всадник — Децентрализация
Впервые игру на основе блокчейна представила компания Axiom Zen. CryptoKitties — это игра, которая позволяет игрокам покупать, разводить и продавать различные типы виртуальных кошек. Это одна из самых ранних попыток использовать данную технологию для иных целей, кроме обеспечения транзакций криптовалют.
В декабре 2017 года игра на волне популярности перегрузила сеть Ethereum, в результате чего количество транзакций достигло рекордного уровня при значительном снижении скорости их обработки.
Особенность игры заключается в том, что все действия по приобретению, разведению и продаже кошек осуществлялись на основе записи в блокчейн. А так как мы уже знаем про его основную особенность — децентрализацию — в кошках она представлена во всей красе. Игроки сами контролируют рынок кошек, каждая транзакция проходит непосредственно между участниками игры, т.е. децентрализованно, и стоимость кошек устанавливается самими же игроками, в зависимости от редкости полученного в результате спаривания кошек сочетания. Игра предоставляет возможность пользователям самим заработать «эфир» (Ether) посредством спаривания и продажи котиков на свободном рынке.
Сейчас выходит большое количество других игр (Spells of Genesis, Beyond the Void, BitQuest и др.), большая часть которых использует логику на блокчейне во многом схожую с Криптокотиками. Правда, об успешности этих проектов говорить пока рано.
Стоит отметить, что Криптокотики ещё раз доказали возможность существования свободного рынка в игре, если он построен на заранее хорошо продуманных правилах, а также возможность применения блокчейна в игровой логике — процесс размножения котиков использует имитацию сочетания/переноса генного кода от родителей к потомкам, что влияет на внешний вид котёнка.
Как ещё можно использовать децентрализацию:
- Свободные рынки и аукционы внутри игры.
- Создание коллекционных игровых ценностей с возможностью вывода за пределы игры. В рамках этого можно подумать и про открытую межигровую платформу (по примеру карточек Steam).
- Замена харды на токены с эквивалентом ценности в реале и плавающим курсом, что повышает их ценность и создаёт новую возможность монетизации — за счёт роста курса токенов при удержании значительной их массы в руках разработчика.
- Распределённые вычисления игровой логики в онлайн-игре. В этом случае потеря одного сервера не закроет доступ к игре, пока есть хотя бы пара участников, игра будет жить и работать.
Второй Всадник — Безопасность
Как в случае с примером в парке аттракционов, мы видим, что использование «блокчейна» позволяет исключить мошенничество, так как обо всех транзакциях знают все участники сети. Чтобы подделать блок, понадобится взламывать всю зашифрованную последовательность цепи, но с учётом децентрализованного хранения ключей шифрования, это практически невозможно.
Как мы знаем, безопасность в онлайн-играх играет немалую роль в обеспечении доверительных отношений между пользователями и разработчиком/оператором игры. Читы, взломы серверов с накруткой ресурсов и рейтинга, чёрные рынки внутриигровых товаров — вот малая часть проблем, с которыми приходится сталкиваться разработчикам онлайн-игр. Технология блокчейн может принести и здесь пользу, так как её надёжность построена на новой парадигме, исключающей возможность подделки или делающей её, по крайней мере, крайне сложной и дорогостоящей.
Что касается лицензирования игр, при помощи блокчейна мы получаем идеальную инфраструктуру для защиты, хранения и передачи лицензий игр, ассетов, что ставит крест (или по крайней мере значительно усложняет) пиратство.
Третий Всадник — Доверие
Безопасность и доверие понятия коррелирующие друг с другом, но здесь мы рассмотрим несколько иной формат — доверие между игроком и разработчиком в контексте игровой логики. Нам хорошо известно, насколько важно, чтобы в игре были прозрачные и понятные правила для всех игроков. Это и создаёт кредит доверия, который необходим лояльному комьюнити игры. Чтобы обеспечить эту прозрачность, нужно открыть принципы/формулы/алгоритмы логики для игроков.
Доверие к игровой логике особенно важно в контексте конфликтных/соревновательных онлайн-игр, где каждый игрок хочет быть уверен, что правила работают для всех одинаково. Не раз бывали случаи, когда из-за потери доверия к правилам игры из неё уходили целыми кланами, создавая таким образом угрозу потери большой доли платящей аудитории для разработчика игры.
Блокчейн хранит и передаёт не только данные, но и логику, причём логика будет работать у всех участников сети одинаково, и это можно проверить при помощи специальных алгоритмов обмена ключами.
Четвёртый Всадник — Открытые инвестиции
Допустим, вы решили создать игру мечты, как ваши коллеги из Cloud Imperium Games во главе с Крисом Робертсом. Сейчас вариантов привлечь средства не так много: частный инвестор, издатель или краудфандинговая платформа. И все эти конструкции, как правило, являются посредниками на пути денег между вами и конечным потребителем. Даже демократичный Кикстартер берёт процент за размещение и оперирование на его площадке.
Блокчейн открывает возможность создания собственной криптовалюты — токенов, размещение ограниченного количества которых на рынке, при удачной маркетинговой кампании (красивые картинки, модные ролики и т.п.), позволит привлечь финансовые ресурсы для создания вашей игры мечты. Причём инвесторы вкладываются в проект напрямую, регистрируя сделку в блокчейне вашей сети. Сейчас это называется модным словом ICO (Initial Coin Offering).
Если говорить простым языком — это «пресейл» вашей будущей игры через продажу защищённых фантиков. Тут есть важное существенное отличие от того же Кикстартера — инвестор, купивший ваши фантики, может на этом заработать за счёт увеличения (в позитивном случае) их стоимости на рынке, к примеру, в случае успешных реальных продаж вашей игры или получения крупных инвестиций в проект.
Коллеги о блокчейне и играх
ВОПРОС: Есть ли смысл подключать блокчейн к уже существующим играм? Что это может дать операторам игр?
«Блокчейн в существующих играх может дать им глоток свежего воздуха. Речь идет не о самой технологии, а о различных возможностях заработка с помощью криптовалют. Желание легкой наживы может стать здесь хорошим драйвером интереса аудитории».
— КОНСТАНТИН БОЙКО-РОМАНОВСКИЙ, основатель компании Destiny Games.
«Скорее нет, чем да. Успешным разработчикам игр я бы рекомендовал продолжить заниматься тем, что у них хорошо получается. Блокчейн это поле экспериментов, на него стоит обратить внимание начинающим командам. Здесь есть возможность привлечь средства на разработку и выделиться, т.к. конкуренция еще не так велика как в классических рынках».
— СЕРГЕЙ КОПОВ, продюсер 0xGames.
ВОПРОС: Имеет ли смысл гейм-дизайнеру погружаться в глубокое изучение технологии «блокчейн»? Как это вообще влияет на гейм-дизайн?
«Я считаю что смысла гейм-дизайнеру погружаться в ГЛУБОКОЕ изучение технологии «блокчейн» нету. Достаточно понимать что это такое, и выстраивать гейм-дизайн с учетом этого понимания. Техническая сторона вопроса должна быть понятна на пальцах, а изучать особенности я не понимаю зачем.
На гейм-дизайн как это влияет? Просто нужно учитывать коллекционность объектов и фактор их стоимости для того, чтобы в самой игре был смысл создания какого либо варианта валюты, легко конвертируемой, хранимой и передаваемой с учетом блокчейна. Ну а как влияет в подробностях — ещё ни одной игры нет, чтобы с уверенностью об этом говорить. У меня есть только представление».
— КОНСТАНТИН БОЙКО-РОМАНОВСКИЙ, основатель компании Destiny Games.
«Делать игру на блокчейне — значит учитывать его текущие ограничения и возможности. И то и другое достаточно сильно влияет на геймплей, поэтому, конечно, геймдизайнеру нужно вникнуть в тему. Из ограничений я бы отметил низкую скорость выполнения транзакций, из возможностей — открытую экономику и готовность игроков рисковать. Лично мою креативность наличие ограничений только стимулирует, есть от чего отталкиваться».
— СЕРГЕЙ КОПОВ, продюсер 0xGames.
ВОПРОС: Какие есть реальные перспективы использования блокчейна в играх?
«На самом блокчейне сложные игры вряд ли будут, а вот игры с глубокой интеграцией фишек блокчейна, а именно возможности добычи новых токенов, игровыми предметами имеющими реальную стоимость выраженную в возможности легко обменять их на другую криптовалюту и другими подобными фишками, думаю не заставят себя ждать».
— КОНСТАНТИН БОЙКО-РОМАНОВСКИЙ, основатель компании Destiny Games.
«Сейчас мы используем блокчейн примерно так же, как использовал бы смартфон пещерный житель. Мы понимаем, что это крутая технология, но как она поможет разжечь огонь или убить мамонта — неясно. Сейчас все экспериментируют. Что-то уже работает, но самое интересное еще предстоит открыть.
С точки зрения текущего понимания, я бы выделил следующие кейсы: можно использовать блокчейн для краудфандинга, т.е. сбора средств на разработку вашей игры; можно продавать за криптовалюту внутриигровые ценности, и раздавать ее в качестве награды; можно строить геймплей вокруг открытой экономики и хранения собственности, первые ммо, которые сделают это правильно, сорвут кассу».
— СЕРГЕЙ КОПОВ, продюсер 0xGames.
Послесловие
Нужно ли мне всё это, если я гейм-дизайнер?
На этот вопрос вы можете ответить себе сами. Осмысление происходящих вокруг нас событий — тоже важный скилл гейм-дизайнера, который позволит находить новые интересные решения, чтобы сделать игры более интересными, увлекательными, защищёнными и инновационными. Будете ли вы владеть информацией или нет, мир всё равно изменится, и вам придётся адаптироваться под эти изменения, чтобы быть в теме.
В статье используются изображения из мультипликационного фильма «Чертёнок №13» творческого объединения «Экран».
4 комментария
woobinda
Небольшой фактологический комментарий. «Сейчас выходит большое количество других игр (Spells of Genesis»
Spells of Genesis вышла еще на блокчейне биткойна (технически это полноценная PC/и далее игра, которая просто обращается к блокчейну для проверки аутентичности внутриигрового артефакта; ну, и позволяет продавать его — отвязывать его от твоего эккаунта в игре), это все же 2016 год.
А про остальное хоть пост отдельный пиши, потому что местами я не согласен (правда, больше с логикой статьи, а не рассуждений).
Serge Himmelreich
Про SoG не копал глублко, но там принципиальной разницы с котиками нету, емнип. Всё та же схема по регистрации получения и передачи(продажи) уникальных айтемов. И да, ты прав, не свежая история уже.
Окей, а в чем ты не согласен с логикой статьи?
Sergey Kopov
Там очень много принципиальной разницы с Котиками
Valentin Simonov
Блокчейн хорошо решает большое количество проблем… которых в геймдеве нет. Статья — очередная попытка найти хоть какие-то проблемы, к которым теоретически подойдёт блокчейн. После прочтения каждого параграфа можно задавать вопрос «И что?», на который не будет ответа. Из коллег, видно, что Сергей знает о чем говорит, тогда как Константин очевидно в теме не разбирается.