«И ты, Брут!» — услышал Брут во время выполнения коллективного задания «Убей Цезаря».

Человек — существо коллективное. Испокон веков люди объединялись. Будь то первый поход на мамонтов или первые поселения и общины для защиты близких, первые походы на врага, революции и мировые войны. Игры не стали исключением, ведь играть в любую игру, от «городков» до олимпиады, вместе — веселее.

В стародавние времена, когда в Diablo играли по Dial-Up, соединившись в «сеть» через HyperTerminal, кооперативные игры были актуальны. Чего уж говорить о нынешнем времени. Никогда еще не было так легко поддерживать связь и играть по сети с миллионами человек из любой точки мира.

Казалось бы, существует множество игр на любой вкус и цвет, тем не менее кооперативных среди них очень мало, а их качество зачастую оставляет желать лучшего (проверено Манжетами!). В данной статье мы рассмотрим основные типы кооперативных онлайн игр, чтобы вы могли с легкостью отделить зерна от плевел и найти именно то, что нужно вам и вашим друзьям.

Определение и немного истории

Итак, что же мы понимаем под этим словом.

Кооператив — это режим, позволяющий нескольким игрокам достигать прогресса в игре совместно.

Вот так просто! Исключением являются соревновательные режимы, они не относятся к кооперативу, хоть игра и совместная.

Вообще говоря, кооперативные игры появились довольно давно, еще во времена, когда не было ни то, что интернетов, но и ПК с ОС Windows на борту. Больше всего таких игр было на приставках, что обусловлено самой платформой, идеальной для групповой игры, а также желанием разработчиков увеличить спрос на свои игры. Для такого вида кооператива даже есть термин — hotseat, когда люди играют на одном игровом устройстве. Примеров таких игр можно привести миллион, например Pocket Monsters, Chip and Dale, Battletoads и многие другие (а уж на Nintendo их вообще не счесть).

Но давайте не будем углубляться в историю, она достойна отдельной статьи и локальный кооператив также оставим за кадром. В данной статье мы поговорим об онлайн-кооперативе.

Виды кооператива

Для себя я разделяю кооперативные игры на 3 общих группы:

  1. Синхронное прохождение;
  2. Совместные задания;
  3. Свободное прохождение.

Синхронное прохождение

В данном случае подразумевается, что основную игровую кампанию можно проходить синхронно. Но чем же это отличается от совместных заданий, спросите вы? И я отвечу, действительно, в некоторых играх совместная кампания построена через совместные задания (особенно в RPG), но главное отличие между этими типами мы рассмотрим позднее.

Приведем несколько примеров игр с синхронным прохождением. На сегодняшний день список таких игр крайне мал (особенно тех, в которые действительно интересно играть). К слову, для поиска информации о кооперативе и его виде в той или иной игре я обычно использую http://coop-land.ru/. На данном ресурсе детально расписана вся информация по игре, видам сетевых режимов и даже есть гайды. Но вернемся к нашим баранам.

Dead Space 3

Одна из немногих кооперативных игр, которая достойна приписки «обязательна к прохождению». О кооперативных механиках этой игры можно написать отдельную статью.

image4Первая игра из серии, имеющая сетевой режим и не какой-то там deathmatch, а полноценное кооперативное прохождение игровой кампании. Изюминкой кооператива DS3 является уникальная механика, не виданная лично мной до этого ни в одной из игр — разделение окружения у игроков в режиме реального времени.

Выглядит это следующим образом: два игрока идут по коридору, но вдруг у Айзека начинаются галлюцинации и вся локация изменит вид, в то время как у второго игрока все по прежнему. При этом у второго игрока первый останавливается в беспамятстве. В этот момент с разных сторон начинают лезть враги. Внешне это выглядит крайне забавно, когда второму игроку приходится обороняться в непонимании, что же делает первый. Особенно комично, когда игроки общаются удаленно, ведь объяснения по первости происходящего звучат совершенно абсурдно и непонятно.

F.E.A.R. 3

Как и Dead Space — первая игра с кооперативным режимом в линейке. Здесь вы играете за двух братьев, один из которых то ли умер, то ли что-то типа того.

image5Примечательным в прохождении данной игры является то, что у двух братьев используются разные механики боя. Первый — классический шутер: оружие, гранаты, пиу-пиу, вот это все. А второй телепат и призрак, соответственно он расправляется с врагами иначе, замедляет время, перемещается сквозь предметы и прочее, в общем — магия. Естественно, без взаимопомощи не обходится и если одного брата начнут убивать, а второй не успеет прийти ему на помощь, то всё, «game over man, game over!».

Впрочем, ничего примечательного кроме совместного прохождения F.E.A.R. 3 из себя не представляет. Если вы хотите отдохнуть спинным мозгом с товарищем — то эта игра для вас.

Resident Evil 5

Когда мы с другом начали играть в пятую часть впервые, то не могли оторваться. Это одна из лучших кооперативных игр, ever.

image1В пятой части вы играете двумя персонажами — главными героями. У каждого есть своя особенность. К примеру, Крис — танк, а Шева — дд 😀 но главная фича серии — это совместное взаимодействие при прохождении.

Механики совместной игры не ограничились взаимопомощью при смерти. Во-первых, один персонаж не может пройти дальше другого из-за специально созданных барьеров. Во-вторых, персонажи зачастую разделяются, один атакует, другой исследует. Например, Крис подсаживает Шеву в проем и вот у них разное местоположение и разные задачи, Крису отбиться от пачки врагов, в то время как Шеве побить мини-босса и нажать на кнопку (самый простой пример). В-третьих, механика взаимопомощи гармонично переплетена с QTE. Все эти механики приводит к различным игровым ситуациям и делают игру действительно интересной.

Совместные задания

Итак, главным отличием от совместного прохождения является то, что прогресс игроков в такой игре может быть несинхронным. В дополнение к этому миссии могут быть вообще не объединены в сюжетную кампанию.

Любое MMORPG

Отличный пример, хоть и обощенный. Никакой необходимости проходить игровую кампанию совместно нет, можно совершенно спокойно делать это в одиночку или раздельно. Прогресс игроков никак не синхронизирован, кроме случаев, когда игроки сами захотят играть исключительно совместно (за исключением ивентов, рейдов и пр.).

image6В целом ощущения от геймплея в ММО ближе к песочнице из-за определенной степени свободы. Поэтому я отношу данный жанр к игре с совместными заданиями, которые, в свою очередь, могут быть объединены в сюжетную кампанию.

StarCraft 2

Очень интересный режим совместных заданий. В данном примере его можно назвать эталонным, так как до сих пор я не встречал ничего подобного в RTS (да и много ли их осталось?).

image8Это набор миссий, в котором игроки совместно выполняют поставленные задачи, например, остановить вторжение зергов, захватив определенные точки и набрав сил. Они не объединены в сюжетную кампанию и совершенно независимы друг от друга. Их прохождение дает опыт и прочие плюшки в мете SC2. Тем больше причин попробовать поиграть, коль уж SC2 стал free-to-play.

Borderlands

Еще один пример из этой категории. Здесь как раз и сюжетная кампания, и RPG и совместное прохождение, НО!

image10Суть такова, что кампания Borderlands построена на прохождении совместных миссий. И это дополнительный пример, отлично демонстрирующий отличие от синхронного прохождения — совершенно необязательно, чтобы у игроков был одинаковый прогресс. Они могут быть даже разных уровней! Проходить будете те миссии, на которых остановился сервер (хост). Именно по этой причине я отношу игру к данному типу.

Свободный режим

Пожалуй, это самый сложный тип кооператива для разработчиков, тем не менее мне он импонирует больше всего. Такой вид кооператива встречается в играх жанра Sandbox. Игры в таком жанре должны иметь ширину, глубину и тонну контента! Если чего-то из этого не хватает, в такую игру попросту не будут играть, что особенно актуально для кооператива.

Самой большой сложностью данного жанра является то, что при наличии контента, геймплей совершенно user driven, то есть при наличии функционала игрок сам ставит себе цели, достигает их и двигается к новым. Не все могут и хотят сами себя развлекать с теми инструментами, которые предоставляют разработчики! Но именно по этой причине данный жанр мне нравится более прочих, а при наличии вышеперечисленных требований игра в кооперативе становятся особенно интересной.

Minecraft

Пожалуй, самый яркий пример. Здесь есть все: крафт, исследования, бои как в PVE, так и в PVP, строительство и даже задания!

image3Также игра является отличным примером user generated content и user driven story, т.к. во-первых, задания создаются самими игроками, а во-вторых зачастую в них присутствуют интересные сюжетные арки. Ведь объем возможностей в игре позволяет создавать хитрые сюжетные переплетения и не только.

Life is Feudal

Это самая хардкорная игра, в которую я играл, EVER. И это просто богически!

ss_446a74bb9799fd63a94d10358a8105999b1fc2ae.1920x1080Вот уж где можно развернуться по полной программе. Первое, что меня привлекло — это широкие возможности. Можно построить собственную деревню, поселение и даже самый настоящий замок! Разветвленная система скиллов и профессий сподвигает на коллективную игру, ведь все сразу охватить в «одно жало» не выйдет, да и вместе веселее. Различные боевые классы: лучник, мечник, копейщик, кавалерист и т.д. — привносят в боевую систему разнообразие и вариативность.

ss_200c0ff1879fd1215e99df26941359469457d0e7.1920x1080Создание гильдий и войны за территорию, торговля, политика, альянсы, бугурты 100 на 100 — все это и многое другое в средневековом мире. По сути, возможности в игре ограничены только фантазией игроков. А развитая социальная часть лишь помогает им с user driven геймплеем — от набегов на караваны и кровной мести до турниров и самых настоящих свадеб.

Starbound

Еще один отличный пример как свободного прохождения, так и представителя жанра sandbox. Миллион контента, возможностей и совместная игра!

image7Тут и задания и исследования различных процедурно генерируемых планет, и бои, и крафт, и строительство, и под землю, и над землей, и в космос, и в ДРУГУЮ ВСЕЛЕННУЮ! В общем, играть в нее можно очень и очень долго. С учетом того, что вышеупомянутый генератор из-за обилия контента генерирует очень интересные миры с различными биомами и населяющими их существами играть особенно интересно.

Понятное дело, что вместе играть в такую глубокую, с точки зрения контента, игру веселее! Мы даже сервер поднимали, между прочим, за деньги.


Если вы дочитали до этого предложения, то теперь в курсе на какие виды я разделяю кооперативные онлайн игры. Надеюсь это поможет вам в поисках, будь то фильр в Steam или запрос в интернете.

А какой вид кооперативной игры предпочитаете вы? Если ваша классификация более детальна или вы имеете дополнение — милости прошу в комментарии к данной статье или к посту на Facebook/VK. Также вы можете высказаться напрямую в нашем чате в telegram.