Кем быть в геймдизайне, если ты не гейм-дизайнер
Маркетолог Янина Мишина рассказывает, как найти себя в мире геймдизайна, если написание кода и отрисовка уровней — не твоё.
Людям, далеким от игровой индустрии, слово “геймдизайн” кажется очень объемным, сложным и непонятным. Те, кто в этой теме более продвинуты, понимают процесс немного подробнее и знают, как организуются процессы и какие специалисты там нужны. Но даже несмотря на это, для большинства геймдизайн всё равно ассоциируется с двумя специальностями: программированием и дизайном. Разработчики делают всё, чтобы игра работала без ошибок (насколько это вообще возможно), дизайнеры заворачивают скрипты в приятную обертку.
Если подходить к разработке игр с такой позиции, то действительно может показаться, что, кроме кода и внешнего вида, для нормального функционирования игры больше ничего не нужно. И как это обычно бывает, это далеко не так. Кроме разработки и UI/UX дизайна, геймдев состоит из огромного количества работ разного масштаба, которые не сразу бросаются в глаза, но которые сильно влияют на финальный результат.
Так как найти своё место в гейм-дизайне? Вот несколько примеров того, как можно себя в нём реализовать, если душа к игровой разработке лежит, а с UI/UX и разработкой дела не складываются.
Художник концепт-артов
Если у вас есть художественные таланты, но желания подходить к отрисовке уровней или созданию текстур нет, можно попробовать себя в разработке концепт-артов. Основная задача здесь – придумать внешний вид героя, предмета, локации или сцены, и нарисовать его.
У каждого проекта будут свои инструменты для рисования (бумага и карандаш в том числе), свой стиль рисовки и технические требования. Работая концепт-художником, вы сможете научиться работать с разными стилями, а также освоить новые инструменты для рисования. И несмотря на то, что работа предполагает, в основном, зарисовки на начальном или финальном этапе, в ней есть возможность профессионального роста.
Единственное, чем отличается художник концепт-артов от обычного художника – первые во главу угла ставят возможные интересы и желания целевой аудитории, а не свои.
Саунд-дизайнер
Никто не спорит, что игре, кроме картинки, нужен и звук. Однако, возможно, до этого момента вы не предавали значения тому, сколько звуков вы на самом деле слышите во время игры. Мелодия в главном меню, звуки кликов по кнопкам, хруст веток под ногами главного героя, звон подобранной монетки, голоса NPC. Неважно, это простая инди-бегалка или всеми ожидаемый ААА-проект – звуки имеют значение.
Эта профессия находится где-то между звукорежиссером, звукооператором и монтажером звука. Основная задача саунд-дизайнера в геймдеве – создание подходящей атмосферы, как для отдельной сцены, так и для игры в целом. Эта часть игровой разработки предполагает больше технических вещей, чем отрисовка концепт-артов, но творческого потенциала здесь точно не меньше.
От проекта к проекту требования будут меняться, что даст толчок к развитию. Кроме того, сама индустрия дизайна звука развивается невероятно быстро, а вместе с ней – рынок и востребованность в хороших специалистах.
Если вы интересуетесь музыкой и звуковыми эффектами, то эта профессия откроет вам путь в гейм-дизайн.
Нарративный дизайнер / Игровой сценарист
Помимо огромного количество звуков и изображений, в игре есть ещё и огромное количество текста. Большую часть этого текста обычно составляют сюжетные и квестовые диалоги. Именно за них и отвечает нарративный дизайнер.
Нарративный дизайнер – это специалист, который придумывает и расписывает сценарий игры и его изложения в игровом процессе. Некоторые требования будут отличаться в конкретных проектах (кто бы сомневался), но основная занятость останется той же.
Кроме создания сюжета, в обязанности нарративного дизайнера входит прописывание лора игры, разработка характеров персонажей, планирование примерного количества уровней и локаций, составление списка внутриигровых предметов.
Помимо этого, нарративный дизайнер должен продумать изложение сюжета с помощью игровых механик. Противоречие сюжетных элементов и механики может закончится страшным сном гейм-дизайнера – лудонарративным диссонансом. А это, в свою очередь, может помешать игрокам до конца погрузиться в игровой мир. А это повлияет на мнение об игре. Дальше логическую цепочку можно достроить самим.
Если же вы вообще не хотите иметь дело с какими-либо техническими элементами игры, вы можете стать игровым сценаристом – он отвечает исключительно за текстовую наполненность истории, без привязки к игровым механикам.
Локализатор
Написать весь сценарий и игровые тексты на одном языке – это круто. Теперь нужно сделать игру доступной для иноговорящих.
На этом этапе в битву вступает локализатор. Его задача гораздо сложнее, чем просто сделать адекватный перевод того, что написал нарративщик.
Во-первых, при переводе и редактуре нужно выдержать стиль текста, особенно в случае перевода внутриигровых терминов, названий и имён.
Во-вторых, нужно не просто перевести весь текст внутри игры, а адаптировать его под культурные реалии другой страны или группы стран. И не нарушить при этом ни один закон.
В-третьих, работа локализатора игр тесно связана с их озвучкой. Нужно проверить ее качество и правильно совместить все переведенные фрагменты (надписи, диалоги, реплики).
Эта профессия идеально вам подойдет, если у вас хорошо прокачаны иностранные языки. Помимо этого, было бы неплохо знать культурные особенности тех стран, для которых собираетесь локализовывать игру, и их законодательство (хотя бы немного). Никому не хочется извиняться за неграмотный перевод или неуместную реплику в диалоге.
QA / Тестировщик
Сюжет закончен, дизайн отрисован, звуки записаны, код готов. Теперь нужно понять, насколько хорошо всё это работает вместе – время тестирования! Иногда эту функцию может взять на себя и разработчик, но для многих проектов нанимают отдельную QA-команду.
На самом деле, QA – это не только финальная проверка системы. Это долгий процесс, который сопровождает всю разработку, от прототипа, до первой версии, до версии для релиза и после, когда к игре готовятся дополнения или игроки находят баги, упущенные при тестах.
Сразу стоит сказать: творчества и креатива здесь не так уж и много. Нужно следовать тест-кейсам, анализировать ошибки кода и обсуждать их с разработчиками. Но это точно одна из тех профессий, которые открывают двери к освоению других геймдев-специальностей.
Маркетолог
Еще один процесс, который идёт параллельно с самой разработкой и начинается задолго до релиза – это маркетинг. Наверное, здесь в самой правильной пропорции сочетаются творческая и техническая составляющие.
Посмотрите сами: с одной стороны, в современном мире, где маркетологи бьются за место под солнцем для своего продукта, нужно обладать нестандартным мышлением и прокачанной креативностью, чтобы завоевать и удерживать внимание потребителя. Отсюда получаются интересные маркетинговые кампании, как, например, программа подготовки геймеров к полёту в космос от EA во время рекламы Mass Effect: Andromeda.
С другой, маркетинг в гейм-дизайне подразумевает анализ большого количества информации о трафике и пользователях, продумывание всех этапов маркетинговой стратегии, планирование бюджета, сотрудничество с рекламными платформами, медиа и инфлюенсерами. Нужны умения работать с цифрами, анализировать полученную информацию и делать из нее правильные выводы. Такого специалиста действительно тяжело найти.
Попасть в геймдев на позицию маркетолога проще всего из смежных IT-областей, главное – правильное сочетание креативности и аналитического мышления.
А где учиться?
Первый и самый доступный способ – самообразование. Базовая информация, которая поможет сделать первые шаги в профессию, благодаря интернету находится в свободном доступе, да еще и постоянно обновляется. Знание английского здесь станет хорошим подспорьем, так как на Западе новые материалы выходят быстрее, а “свежесть” знаний сейчас – очень относительное понятие.
Поможет чтение тематических изданий, таких как Polygon или Gamasutra (или Манжеты). Хватит пары статей в день, чтобы начать понимать, как работает геймдев, а главное, действительно ли вы хотите связать с ним жизнь. Книги тоже ещё никто не отменял: классическая “Искусство игрового дизайна” Джесси Шелл или более свежая “Slay the Dragon: Writing Great Video Games” Роберта Брайанта.
Дальше всё будет зависеть от специализации: художнику следует изучать новые инструменты для рисования, сценаристу – читать книги о сценарном мастерстве, маркетологу – следить за блогами о маркетинге.
Второй вариант, чуть более затратный – закончить курсы. Их количество сейчас превышает все мыслимые и немыслимые показатели, главное – выбрать по-настоящему хороший курс.
На самых популярных образовательных онлайн-платформах, вроде Udemy, Coursera или devtodev, есть целые тематические блоки. Там собраны курсы по гейм-дизайну и смежным специальностям, вместе с отзывами слушателей на них. Учитывая сегодняшнюю обстановку в мире и повсеместный уход на удаленку, купленный курс станет неплохой инвестицией в свое будущее.
Третий, самый дорогой и самый “официальный” вариант – поступить в университет. В США этим проще: в 2019 сайт gamedesigning.org составил список из 25 лучших высших учебных заведений для изучения гейм-дизайна, и 24 из них находятся в США. В тройку лидеров входят University of Southern California, The University of Utah и DigiPen Institute of Technology. Кто знает, может, стоит попытать счастье там?
На постсоветском же пространстве не так много вузов предлагают степень, хоть как-то связанную с гейм-дизайном. Похожие специальности предлагают вот эти университеты:
- “Информационные системы и технологии (в игровой индустрии)” – Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Минск;
- «Гейм-дизайн и виртуальная реальность» – Школа дизайна НИУ ВШЭ, Москва;
- “Менеджмент игровых проектов” – Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, Москва.
В таком случае самым простым вариантом будет выбрать профильную специальность, которой хотите заниматься, будь то маркетинг, звукорежиссура, сценарное мастерство или QA-тестирование, параллельно занимаясь самообразованием и курсами (см. п. 1 и 2).
И что теперь?
Как бы пафосно и заезжено это ни звучало, но теперь всё в ваших руках. Вам, в конечном итоге, выбирать, с какой профессией связать свою жизнь и получать от нее удовольствие. Главное – знайте: если вам кажется, что дорога в геймдизайн для вас закрыта, то это вам только кажется.
Во-первых, этой индустрии нужны разные специалисты, не только дизайнеры и разработчики. Кроме того, в процессе работы вы сможете приобрести навыки других специальностей (а точнее, точно приобретете). Это поможет вам стать по-настоящему крутым специалистом в гейм-дизайне и может значительно поднять чек за вашу работу.
А во-вторых, кто сказал, что не нужно пытаться? Если не стучаться ни в какие двери, никогда не узнаешь, закрыта ли она. Выше описаны лишь несколько способов того, как можно попасть в игровую индустрию, на самом деле, их гораздо больше. Не бойтесь сделать первый шаг, и вам откроются возможности, о которых вы даже не подозревали.
Один комментарий
Александр Батурин
что я только что прочитал? 0о
Может вы опечатались и имелось ввиду: кем быть в геймДЕВЕ если ты не ГД? А то несуразица выходит полнейшая