Статьи

Как подготовиться к шоукейсу

Константин Казаков, инди-журналист/разработчик из компании Freefall, рассказывает как инди-брату подготовиться и успешно провести шоукейс своей игры.

 

 

 

 

Когда наступает время показывать проект другим людям, некоторые разработчики теряются и пытаются что-то придумать уже на выставке. Иногда это может «прокатить», но много и грустных историй. В этой статье я собрал материалы от издателей и разработчиков, которые смогут помочь создать чеклист необходимого для подготовки к шоукейсу и в результате показать ваш проект во всей красе.

Определите цели

С какой целью вы показываете проект? Определив цель, вы можете понять, на какую выставку вам вообще ехать (в нашей группе мы информируем о всех значительных выставках в рамках СНГ). Вот примеры таких целей:

Я хочу расширить аудиторию игроков: вероятно, вы едете на большую публичную выставку вроде «VK Fest» или «Игромир». Не делайте макулатурную раздатку — если вокруг стенда будет куча мусора, это будет смотреться изначально негативно. Пусть лучше будет призовая раздатка с ключом от игры и больше устройств (только следите, чтобы их не утянули!) — например, несколько джойстиков, если есть кооперативная игра, или сплит скрин;

Я ищу издателя (например, потому что хотите уйти с работы и начать тратить всё своё время на проект, а издатель будет платить вам на время разработки зп и заниматься маркетингом): важно попасть на DevGAMM и White Nights, при этом желательно поучаствовать в конкурсах — издатели зачастую бывают судьями и увидят вашу игру. Если момент упущен или версия слишком сырая и без пояснений её показывать страшно — постарайтесь записаться на speed game dating. Тут главное не забыть подготовить хороший питч (лучшая инфа про это в статье Алекса);

Я ищу критики: профессионалы могут дать развёрнутый фидбек по вашему проекту. Они зачастую дают очень оригинальный фидбек на ваш проект, но не игнорируйте его! Если что-то смущает — задавайте уточняющие вопросы. Если едете с этой целью — не забудьте записывать весь фидбек (так, чтобы потом прочитать!), а возможно даже пишите камеру и экран, как в настоящем плейтесте (который так-то довольно дорогое удовольствие). Постарайтесь протестировать билд так, чтобы баги не лезли изо всех щелей, иначе критика переключится с того, что видно только этому разработчику, на то, что видно и вам. Туториал компенсировать объяснениями — тоже не лучшая идея; но лучше уж так, чем забагованный туториал. Критика нужна чаще, поэтому мероприятий для этого куда больше — в Москве этим занимается «Gamedev.House», а в Питере кроме них ещё и «Индикатор»

Изучите ресурсную базу

Узнайте, что именно может предоставить вам выставка!

Например, на DevGAMM и White Nights стенды предоставляют для тех, кому это интересно за покупку билетов и после прохождения небольшого отбора, на VK Fest нужно пройти конкурсный отбор, а на Игромире стенд стоит денег (и обычно это дорого), а показать проект на Индикаторе/Gamedev.House — бесплатно и место всегда (на момент написания статьи) есть.

Обычно это небольшой столик или место на большом столе и 1-2 стула. На White Nights, к примеру, столик и два стула размещаются на небольшом стенде размером 1,5 на 1 метр. Для VR игр отводится больше пространства, так как их геймплей требует передвижение игрока. Подробности размера шоукейсного стенда всегда можно уточнить у организаторов.

Ярослав Кравцов «Настольная книга шоукейсера»

На DevGAMM дают барный стол диаметром 70 см, барный стул и 2-3 розетки, стенка шириной 1.5 метра и 2.25 метра в высоту, площадь стенда в целом 1.5 на 1.5 метра. На стенке можно размещать промо-материалы, но если вы шоукейсите в первый день, то должны оставить стенку в приличном виде для участников шоукейса второго дня.

Обращаю внимание, что компьютеры, ноутбуки, мониторы и другая техника в состав стенда не входит. Игру вы будете показывать на том оборудовании, которое привезете с собой. Услуги по аренде компьютеров мы не предоставляем. <…>Также можем бесплатно предоставить комплекты HTC Vive — для этого напишите мне сообщение.

Официальное время шоукейса совпадает с временем работы конференции. То есть в первый день с 10:00 до 18:00, а во второй день с 11:00 до 19:00. Но приходить лучше заранее, когда открывается регистрация и проход на конференцию. В первый день это 9:00, а во второй день это 10:00. Раньше этого времени приходить не надо — вас все равно не впустят.

Задерживаться в конце дня не надо — это задерживает закрытие конференции. Особенно во второй день я буду строго следить за тем, чтобы все участники вовремя освободили стенды и не задерживали демонтаж и приготовления к прощальному минглу. Впрочем, вы и сами знаете, что конец второго дня лучше провести на Game Roast и церемонии DevGAMM Awards.

Ярослав Кравцов «из письма шоукейсерам на Moscow DevGAMM 2019»

В случае с White Nights стоит посылать заявку на шоукейс как можно раньше, первые зарегистрировавшиеся могут выбрать себе самые удачные места.

Внимательно читайте письма от организаторов! В них есть детальная информация обо всем, что может вам пригодиться на конференции. Такие письма помогают избежать потока однообразных вопросов и сэкономить ваше время и время организаторов. 

Люба Бородулина «Гайдлайн для Выставки разработчиков»

Изучив инфу на сайтах, если что-то кажется вам непонятным, не стесняйтесь обратиться к координатору шоукейса!

Оцените, на какие вложения вы готовы пойти

Многие арендует технику, особенно если выставка не в их городе:

Мониторы: даже если на нём не будет игры, на нём может постоянно играть видео геймплея / трейлер.

При желании можно взять в аренду плазменную панель. Есть два варианта 42″ за $50/день и 51″ за $70/день. В комплекте к телевизору идет стойка, на которой он будет установлен и HDMI кабель. Если вам нужен не HDMI, а другой формат, то позаботьтесь о переходнике самостоятельно. Оплатить аренду вы можете онлайн на этой странице введя промокод Rent_42_TV или Rent_51_TV, в зависимости от желаемого размера. Заполняя анкету при покупке в поле Company description укажите название вашей игры. Поторопитесь, количество телевизоров ограничено. Если промокод не действует, то значит возможность аренды закончилась.

Рекомендуемая диагональ телевизора — 42-55 дюймов.

Ярослав Кравцов «из письма шоукейсерам на Moscow DevGAMM 2019»

Бюджетный вариант — использовать для этих целей старый планшет как маленький экран. Тут главное, чтобы когда один посетитель уже занялся игрой, другим было на что посмотреть, не «через плечо».

Плазма нужна, если у вас есть привлекательный красочный ролик. Пока посетители стенда тестируют игру, а вы общаетесь со вновь подошедшими, трафик на стенд будет литься за счет ролика геймплея, на который можно посмотреть и составить первое впечатление об игре.

Люба Бородулина «Гайдлайн для Выставки разработчиков»

Геймпады: если игра их поддерживает, обязательно берите/арендуйте!

Лежащий на столе геймпад говорит окружающим, что тут можно поиграть. Два и более геймпада говорят о том, что тут можно поиграть с друзьями.

Ярослав Кравцов «Настольная книга шоукейсера»

Только не забудьте проверить их работоспособность заранее.

Подходи и играй!

Ноутбуки: не забудьте протестировать билд заранее. Я видел случаи, когда дополнительный ноут стоял «отдельно», так как билд там не запустился, но узнали об этом поздно. Тащить на себе стационарный комп — довольно тяжёлая задача, поэтому аренда ноута может сильно сократить ваши физические нагрузки.

Стенд на 2 ноутбука

Наушники: постарайтесь раздобыть наушники, которые хорошо экранируют звук (напомню, на выставке очень шумно!) и достаточно гигиеничны (никто не захочет запихивать в себя «затычки», даже если вы их после каждого посетителя протираете спиртом).

Это помогает сфокусироваться на игре, что особенно важно для игр про погружение и чтение текста. Хотя показывать текстовые игры на шоукейсах — тот ещё челленж.

Ярослав Кравцов «Настольная книга шоукейсера»

Олег восхищён игрой Романа

Ролл ап: поставив его у стенда, вы получите дополнительное внимание, но учитывайте требования. Например, на DevGAMM разрешены размеры 60×160 см и 80×200 см (но не больше 80 см!). Кроме того, важно учесть, что ролл ап должен будет размещаться в пределах вашего стенда, чтобы не мешать другим участникам шоукейса и посетителям конференции.

Альберт и его ролл ап

Плакаты: могут быть как листом А4, так и занимать почти всю поверхность стены вашего стенда, следует учесть при этом ряд моментов.

Вы можете напечатать свой постер или плакат, чтобы разместить его на стене вашего стенда. Он может занимать часть стены или всю площадь, кроме верхних 25см, где размещается номер стенда. То есть ваши материалы не должны быть выше 200см. В ширину они могут быть до 150см. С креплением плаката вам помогут наши волонтеры, вооруженные скотчем и ножницам, но чтобы не ждать, захватите свои.

Ярослав Кравцов «из письма шоукейсерам на Moscow DevGAMM 2019»

Не забудьте уточнить способ крепления на стенд, что бы избежать подобных проблем:

Запасные гаджеты. Часто бывает, что на Андроиде начинает тупить билд, айфон всего один, а очереди на ваш стенд нет конца. Организаторы дают розетки, провода, зарядки, мышки и клавиатуры, то есть всегда пытаются разрешить все форс-мажоры, чтобы шоукейс прошел гладко. Но запасные гаджеты никогда не будут лишними.

Люба Бородулина «Гайдлайн для Выставки разработчиков»

Если демонстрация проходит на устройстве, имеет смысл взять внешний аккумулятор, чтобы можно было заряжать устройство, даже когда вы в пути, а не караулить посреди выставки «когда же оно зарядится?» Часто встречаются ячейки с зарядными устройствами, но там может не быть переходника на ваше устройство, может оказаться, что все ячейки «заняты», да и времени на «дозарядку» может и не оказаться. Если вы всё же планируете рассчитывать на «зарядные шкафчики», не забудьте провода-переходники с современных типов зарядки («Micro usb» и «Lightning»).

Не забудьте ещё про удлинитель — на случай, если у вас будет всего одна розетка в неудобном месте.

Ярослав Кравцов «Настольная книга шоукейсера»

Учитывайте при всём этом размер стенда, ведь если вы и натащите техники, её может будет некуда класть или не к чему подключить.

Требования

Если вы уже решились попасть на шоукейс, нужно собрать подготовленный материал и отправить заявку на участие. Материалы разные: логотип, скриншоты, трейлер, а главное — играбельный билд.

Демонстрируемый билд может значительно отличаться от финальной игры, в идеале он должен:

— иметь режим автоигры, если никто не трогает игру пару минут. Я рекомендую не париться и поставить на скринсейвер ваш трейлер/геймплей. Для этого можно использовать проги вроде Video Screen Saver PowerToy или Axialis Professional Screen Saver Producer;

— должен быть дебаг мод, позволяющий переключать уровни, сбрасывать игровой процесс, контролировать сложность;

Человек прошёл демку — вы быстренько сбросили прогресс и ждёте следующего игрока. Кто-то заскучал на затянутом уровне — включите что-то более драйвовое или вообще сразу босса. 

В общем, сделайте набор функций, которые облегчат вам демонстрацию игры с различных сторон. 

Дмитрий Клюкин «Как правильно показать свою инди игру на конференции»

— если в вашей игре есть локальный мультиплеер, придумайте бота, который будет играть в отсутствие второго игрока и отключающегося, если второй контроллер кто-то начал использовать;

туториал должен быть интуитивным — это сократит количество вопросов к вам, ведь если посетитель «наговорится», он пойдёт к следующему стенду, а если он долго и молча играл, то у него возникнет необходимость что-то сказать (и тут хорошо, чтобы это было не про баги или то, что нужен туториал). Очень плохо будет, если туториал будет длинным или вообще текстовым (люди не любят читать или чувствовать себя в туториале слишком долго);

Если принести на шоукейс текстовую игру, игру в которой мало привычного геймплея и надо читать — то не стоит удивляться, что народ совершенно не понимает, что происходит: они просто проскипают текст, даже если это было задание/объяснение/признание в любви и будут говорить, что ничего не понятно. Это вот как факт уже. Вполне вероятно, что дело в атмосфере, царящей вокруг — народу все хочется потрогать, все посмотреть, у единиц получается расслабится и погрузиться в игру (да, погружение тоже было, это я тоже видела своими глазами). Эффект вовлеченности на таком суетливом мероприятии скорее всего не проверишь.

Александра Манойлович «О шоукейсе на Мини Конференции по игровой индустрии Gamedev.House»

цепляющий визуальный ряд, его может быть с гулькин нос — одна локация, одна фоновая картинка, 3 врага и герой — ничтожно для игры, но показывает окружающим (особенно издателю), что вы сможете заполировать что-то (если дать вам денег) до приличного уровня;

Главное понять, что у всех ограничено время. Поэтому за секунды нужно произвести впечатление — это поможет тебе выйти на паблишеров, журналистов и т.п. — и если они заинтересованы, то и пользователей-фанатов будет легко получить.

Алекс Ничипорчик «Как питчить игры»

сессия не должна быть неограниченно долгой, редкие люди будут играть целый час, пусть самая суть будет передана за 3-5 минуты игры.

Если у вас стрелялка — дайте игроку мощную пушку, накидайте побольше мяса и босса в финале не забудьте. 

Если головоломка — дайте пару простых уровней, а в конце что-нибудь посложнее, но решаемое. Люди любят, когда им дают почувствовать себя сообразительными.

Дмитрий Клюкин «Как правильно показать свою инди игру на конференции»

Не рассчитывайте на интернет соединение — на каждой выставке коннект нестабилен, даже с интернетом по business билетам. Если ваша игра мультиплеерная — используйте собственный мобильный роутер либо делайте ботов, локальную версию сетевого сражения и прочие автономные фишки.

Ну и, конечно, постарайтесь подготовить билд, который не будет зависать на середине уровня. Даже если до готовой игры еще далеко, несколько уверенных уровней помогут сформировать об игре правильное впечатление.

Люба Бородулина «Гайдлайн для Выставки разработчиков»

VR зачастую имеют льготы (по договорённости с координатором шоукейса можно получить комплекты HTC Vive), но есть и свои сложности — например на DevGAMM Moscow 2019 решили отказаться от больших VR-стендов и могут предоставить лишь стандартные стенды, поэтому координатор рекомендует использовать для демонстрации «сидячий» геймплей.

Здоровье и гигиена

Выставки — это очень шумное место, поэтому все диалоги подходят впритык к собеседнику (а то не слышно). В этом месте огромное количество шоукейсеров превращаются в вонючек:

Запах изо рта — стресс от выставки и питание фастфудом создаёт неблагоприятную среду, и чтоб потенциальный издатель не отшатывался от вас, как от помойки, жуйте жвачки/мятные конфетки (но лучше сразу леденцы от кашля) пачками и полощите рот после каждого приёма пищи и курения;

Запах пота — тут вам помогут дезодоранты (не термоядерный!), ещё можно взять влажные салфетки и протираться ими в туалете прямо на выставке или купить заранее впитывающие вкладыши от пота. Хороша рекомендация по смене верхней одежды, благо на стендах иногда можно раздобыть дополнительную майку.

Если вы поселились в отеле при выставке или ваш дом неподалёку — постарайтесь в обед добраться до ванной комнаты и принять освежающий душ, заменить одежду, поесть (не фастфуда) и, может, даже полчаса вздремнуть.

Обувь должна быть в первую очередь удобной и лёгкой — наденьте кроссовки, а глухие туфли оставьте дома.

Влажные салфетки так же пригодятся на стенде — на случай, если вашу мышку/геймпад/экран монитора/планшета посетители заляпают потом/едой/кофе. Чтобы избежать разводов на экране, возьмите сухую тряпку, лучше всего из микрофибры.

Большинство посетителей выставки срывают голос, разговаривать от этого будет сложно и болезненно, что тоже может сильно подкосить ваш хороший образ. Тут есть ряд рекомендаций, сокращающих риск «срыва»:

Научитесь говорить громко и ясно. Кричать вполголоса — это сложное умение, но довольно полезное в нашем случае. Для открытия этого навыка вам понадобятся умения «контролирование дыхания» и «форсирование звука». Также полезно уметь расслаблять мышцы для более чистого звучания;

Если тебя все слышат и понимают, твое сообщение разойдётся дальше. У меня всю жизнь была проблема, что говорил тихо. Спроси друзей, все ли тебя слышат в барной обстановке? Если нет – встань перед зеркалом и практикуйся говорить громко, ясно, короткими предложениями.

Алекс Ничипорчик «Как питчить игры»

Леденцы от кашля — must have (дополнительный бонус к свежему дыханию);

Бутылка воды (почти всегда раздаётся на каком-нибудь стенде), чтобы чётко говорить. Известный баг: люди начинают хотеть пить куда позже, чем это им действительно нужно. Поэтому пейте воду (не чай/кофе — от кофеина в них может и мандраж начаться);

— Используйте «баф» — это такой лёгкий шарф (это рекомендация Олега Придюка);

Цельтесь точнее: старайтесь говорить, направив речь прямо в ухо слушателя. Люди редко переспрашивают, стараясь додумать, что там хотел сказать собеседник;

Не курите: сигаретный дым разъедает слизистую оболочку голосовых связок, что делает их беззащитными и воспалёнными;

Не пейте: алкоголь действует на мозговые зоны торможения, вы перестаёте регулировать давление на голосовые связки и начинаете неконтролируемо покрикивать. Кроме того, он усиливает сердцебиение и увеличивает приток крови к голосовым связкам, которые не растягиваются, а разбухают, и в момент нагрузки могут сорвать голос. Да, алкоголь может быть на этой пати бесплатный, но ведь это не повод портить второй день выставки?

Разогрейте голос перед выступлением. Эффект качественной распевки у певцов длится несколько часов, а времени может занять от 10 до 40 минут. После общения, уже дома можно провести обратную процедуру, также к месту будут горячий душ, стакан тёплого молока/зелёный чай.

Если вы сорвали голос в первый же день, постарайтесь сократить лишние разговоры (а после выставки просто помолчите два-три дня), не шепчите (это требует даже большей напряжённости связок, чем издавание полноценных звуков), пейте тёплые напитки, утеплите шею со стороны позвоночника (например, грелкой дома или шарфом/платком на выставке).

Стендовые активности

Если ваша цель «аудитория игроков», вспомните, как люди любят соревноваться — сделайте локальную рейтинговую систему в вашей игре и выдавайте небольшие награды каждому бьющему рекорд посетителю. Фоткайте их с наградой — это дополнительный инфоповод для вашей группы в соцсетях.

На некоторых стендах просят «сфоткаться на фоне игры и отправить в социальную сеть с нашим хештегом» — не могу рекомендовать этот путь, ведь это уже принуждение. Гораздо лучше будет, если они сами захотят запостить инфу со стенда, например, выиграв какой-то приз и показав его друзьям. Или же вы сможете сфоткать посетителя и, подружившись в фейсбуке, отметить его на фотке в группе вашей игры — в этом случае все его друзья в своей ленте увидят эту отметку и контент.

Шоукейс дело напряжённое, но если вы уступите посетителю стул у монитора — он просидит вдвое дольше, чем простоял бы.

«Я присел отдохнуть, а тут и проект оказывается хороший…» (возможные мысли посетителя)

Игроки будут давать вам советы — не морщитесь и не отнекивайтесь. Выслушайте, запишите. Если какой-то совет звучит уже не в первый раз — поставьте напротив него плюсик, это говорит о том, что он не такой уж и бестолковый 🙂

Дмитрий Клюкин «Как правильно показать свою инди игру на конференции»

Раздатка

Если на выставке вы берете стенд без брендирования, не забудьте украсить свой стенд. Спросите размеры стенок стенда, узнайте, каким образом лучше закрепить ваши плакаты, и вас точно заметят. Кроме того, мы рекомендуем захватить интересную сувенирную продукцию, и вас точно запомнят. 

Люба Бородулина «Гайдлайн для Выставки разработчиков»

Визитка — must have!

Первоочередная вещь — визитка. Она нужна, чтобы:

— можно было оставить контакты другим людям, и они могли вспомнить о вашем проекте после выставки;

— можно было участвовать в различных активностях (например, конкурсы на бесплатную или скидочную рекламу/саунддизайн/локализацию);

— информация на визитке должна отражать цель вашего приезда, ведь если она никак не будет указывать на ваш проект, человек может просто забыть, что у вас за проект такой.

Сделайте визитки своей игры. Узнаваемый логотип, название, ссылки, адреса, хэштеги. 

Когда приезжаешь домой после выставки и разгребаешь горы визиток и прочей макулатуры — очень трудно вспомнить, что это за Вася Пупкин — СEO Generic Lab Games Interactive. 

Дмитрий Клюкин «Как правильно показать свою инди игру на конференции»

Важные критерии:

  • Информация: имя и фамилия, способы связи (телефон и соц.сети), название проекта (например, логотип с нормальной зацепкой). Если вы забудете указать телефон — организаторы конкурса просто не смогут с вами связаться «на лету» и вручить какой-нибудь «приз»;
  • Читабельность: иногда визитки перегружают информацией или используют странные сочетания цветов (как-то была с тонким чёрным шрифтом на тёмно-коричневым фоне — расшифровывал очень долго);
  • Оставьте немного пустого белого места. Часто видел, как люди делают заметки на визитке, в духе «связаться»;
  • Перепроверяйте информацию — я встречал опечатки даже на визитках!

Обычный баг — чёрные визитки, человек делает красивую заливку с тёмным фоном с градиентом и рисунком, а потом печатает «по быстрому» и получается чёрная визитка, с плоховидными буквами. Делайте лучше белый фон, пару надписей и логотип.

Итак, если вы уверены в дизайне и материале, стоит понять, сколько их делать. И тут средняя рекомендация ~ 200 штук. Хотя если дизайн хороший можно взять и 1-2 тысячи — так дешевле. Хотя если на выставке всего 2 тысячи посетителей — смысл брать все с собой нет.

На самой выставке разложите визитки на столе и держите пару в бейдже. В кармане они могут помяться, если у вас конечно не предусмотрен для них плотный чехол — визитница.

Листовка

Листовка с описанием вашего проекта — это необязательно, но она может быть альтернативной, расширенной версией визитки, если, конечно, вам есть что рассказать. Весьма вероятно, что она вам и не нужна.

Визитка игры — это листовка. Небольшой кусочек бумаги, по которому можно вспомнить о вашей игре (есть скриншоты игры) и есть адрес сайта/страницы в соцсети, где можно найти дополнительную информацию. Можно ещё снабдить листовку дополнительной информацией по игре: краткое описание, платформы, сроки релиза, поиск издателя/инвестора/партнёра. Стоимость печати листовок копеечная, поэтому нет повода их не делать.

Чем меньше размер листовки, тем больше людей её будут брать. Но будут брать без разбора, в отличие от больших листовок, размер которых требует от человека уверенности, что ему такое надо.

Ярослав Кравцов «Настольная книга шоукейсера»

Можно согласовать с координатором (дабы избежать вандализма) и дополнительные расклейки материалов — используйте силиконовый скотч (чтобы не испачкать стены вашего стенда или куда вас там понесёт их клеить). Это могут быть логотипы вашей игры на листах размера А4.

Ещё их можно наклеить скотчем по периметру стола, особенно если ваш стол не у стены, а в центре зала.

Мой стенд был одним из самых ярких и необычных. Я вывесила по периметру свои рисунки из игры, и когда спрашивали люди про арт, сразу же махала рукой в их сторону. Весьма удобно, когда можно что-то наклеить на стенд, а у меня очень даже было чего наклеить. Некоторые даже подходили поближе и рассматривали рисунки. 

Ann Tenna — «Поездка в Минск на DevGAMM 2017»

«Что же писать в расширенной версии?» — спросите вы. То же, что стоит писать в коротком и понятном питче:

Алекс Ничипорчик «Как питчить игры»

Подарочки

Разработчики в желании «выделиться» на фоне остальных, заказывают различный стафф, который могут разобрать «с руками», а может и остаться после выставки.

Магниты и брелки — интересная штука, но разбирают их далеко не всегда, а они ТЯЖЁЛЫЕ. А ещё, если вы навалите кучу магнитов на свой ноутбук, он может сломаться (жёсткие диски по крайней мере их очень не любят).

Наклейки — берут гораздо активнее и стоят они дёшево. Многие крепят их на рюкзаки, ноутбуки и телефоны. Тут имеет смысл сделать такую, чтобы было приятно налепить, скучные наклейки возьмут, но выкинут.

Из дешёвых вариантов так же могу посоветовать шарики.

Еда требует тщательного согласования с организаторами (скорее всего её нельзя будет раздавать). Дело в том, что нельзя просто так кормить людей, ведь ответственность в случае чего падёт не только на вас, но и на организаторов.

Приносить еду и алкоголь, чтобы раздавать со стенда посетителям, нельзя — ограничение площадки. Приносить еду для своих нужд (например бутерброд в рюкзаке) никто вам не запрещает. Но если вас словят за разливом алкоголя, то придется платить штраф

Ярослав Кравцов, из письма шоукейсерам на Moscow DevGAMM 2019

Кружки и майки (берите X и XL — они точно на всех налезут) и другие дорогие штуки раздают редко из-за их высокой себестоимости, поэтому их дарят за какую-то активность на стенде (например, за победу в рейтинге). На зарубежных выставках этот мерч даже продают за небольшие деньги. Например, на PAX 2019 Tiny build раздавали «куклу соседа» тем, кто играл на их стенде. Кукол было так много, что они были практически у всех, а из-за размеров они не влезали в стандартные рюкзаки и выглядывали на других посетителей.

Если вы хотите что-то нестандартное, то лучше сначала напишите свою идею мне. Я смогу подтвердить, что она не нарушает каких-нибудь ограничений гостиницы, правил противопожарной безопасности или норм поведения на мероприятии. 

Ярослав Кравцов, из письма шоукейсерам на Moscow DevGAMM 2019

Косплей

Но самое главное — будь узнаваемым! Как я могу тебя описать в толпе? «Мне тут один парень показал классную игру, вон он в *шапке-ушанке*»

Мы носим идиотски оранжевые шапки и вешаем свои бейджи на светящиеся шнурки на шее. При любом освещении нас видно. Выглядит как цирк. Но оно работает – нас всегда видно на любом ивенте, и об этом люди говорят. Даже Маркус (Нотч) постоянно носил федору, чтобы его было легко запомнить.

Покажи свою индивидуальность, ведь мы все в креативной индустрии.

Алекс Ничипорчик «Как питчить игры»

Это более ощутимое вложение, к тому же тут стоит трезво оценивать свою харизматичность и то, что кажется вам крайне удачным косплеем дома, может таким не оказаться на самой выставке. Возможно, стоит нанять профессионального косплеера на время выставки, но главное, чтобы ему был интересен проект и он мог про него нормально рассказывать.

В некоторых случаях лёгкий косплей крайне уместен, в других же он может отпугнуть посетителей. Тут не стоит перебарщивать или делать что-то дикое и громоздкое.

Это выставка и люди любят там фотографироваться — придумайте костюм, который можно надеть «моментально» — например, вручить в руки атмосферный топорик, шляпу колдуна или кошачьи уши.

Смысла косплеить не вашу игру нет — да и странно это: стоит Tomb Raider и показывает платформер про вашего тяпкового рыцаря…

Речь

Питч

Подготовьте небольшой питч, который кратко будет рассказывать об игре.

Журналистам нужна интересная зацепка. Фанатам нужно понимать, о чем будет игра. Ютуберам нужно быстро описать игру своим зрителям. Тренируй этот питч перед зеркалом. Попроси у других людей фидбек. Мы — разработчики игр, — в основном, не социальные создания. Перебороть этот страх разговора с другими людьми будет очень важным скиллом, потому что тогда ты сможешь воспринимать фидбек о своей игре более объективно, и это сделает твою игру лучше.

Алекс Ничипорчик «Как питчить игры»

Паблишерам, если таковые пришли на ваш стенд или вы показываете проект на Speed Game Dating’e, в первую очередь важно объяснить про ваш проект:

  • какой жанр/механики?
  • какая финансовая модель?
  • какая аудитория?
  • в чём состоит USP (Unique Selling Point: Уникальное торговое предложение / Основные особенности игры, не путать с фичами)?
  • когда вы примерно собираетесь релизнуть проект (будь у вас деньги или если вы не найдёте финансирования)?
  • сколько нужно денег (если нужно) и какой формат сотрудничества ищите?

Потом можно рассказать уже про «достоинство вашего движка» и «особенности геймплея».

Если информации много, разделите её на блоки и выдавайте по очереди так, чтобы люди могли как-то комментировать, что услышали по ходу рассказа, ведь к концу питча посетитель может уже забыть всё, что его смущало в начале (и вы потеряете фидбек) или вообще может уйти.

Перебирайте комбинации слов и смотрите за эффектом — какие слова откровенно скучны, а какие вызывают интерес. Этот эволюционный процесс на выставке проходит особенно активно, главное его контролировать.

В дальнейшем подобранные слова могут пригодиться при оформлении страницы в сторе, подготовке рекламных материалов и в социальных сетях.

Список вопросов

Так как иногда посетители не расположены придумывать тему для разговора с вами, а просто молча играют и молча же уходят, — стоит подготовить список вопросов, ответы на которые вы бы хотели получить. В каждом конкретном случае вопросы могут отличаться, тут уж придумывать нужно самостоятельно, но я дам пару вариаций:

  • Понятна ли эта механика? Понятно ли, что требуется от игрока в этот момент?
  • Привлекает ли визуальный ряд внимание? Посетителей привлекает не он, а ваша жена-косплеерша?
  • Какую реакцию вызывает описание игры? Однозначное ли впечатление от питча/раздатки/другого описания?
  • Выполняет ли туториал свою задачу?
  • Как игра воспринимается по картинке? Матч-3 с гиперреалистичным артом может быть странным решением, а может, наоборот — свежим и смелым приёмом.
  • Способна ли игра собрать толпу зрителей? Фиксируйте свои рекорды. Отличайте заинтересованных посетителей от простых искателей халявного стаффа.

Дополнительные рекомендации

Инди превосходство

Общайтесь с другими инди до выставки, обменивайтесь опытом и договаривайтесь о взаимовыгодных общих делах:

  • например, вы помогаете на стенде друга в первый день, а во второй, когда демонстрируете вы — помогает уже он;
  • познакомившись с соседями по стенду, вы значительно упростите себе жизнь: можно приносить по очереди друг-другу еду, спокойно отходить в туалет и даже на небольшие встречи (но лучше назначайте местом встречи стенд);
На случай временного ухода со стенда
  • почти каждый инди — это ещё и техно-гик, поэтому, скорее всего, у него можно будет одолжить что-то мало используемое: старый ноут или лишний планшет;
  • можно так же подселить/подселиться к другу в другом городе на дни мероприятия. Неудобств может и не возникнуть, ведь вы оба будете на выставке, просто какие-то «вещи полежат» и одну-две ночи человек поспит на вашем диване — а он за это вам ноут одолжит или планшет.

Спланируйте дни конференции. Приезжайте, как минимум, вдвоем и распределите, кто будет находиться на стенде, а кто — ходить на лекции. Пустой стенд — конференция не ветер. Не оставляйте игру простаивать.

Люба Бородулина «Гайдлайн для Выставки разработчиков»

Вообще договариваться заранее крайне полезно — не забывайте использовать приложения выставок для общения, что бы договариваться о встречах с потенциальными партнёрами. Назначив встречу прямо на свой стенд, вы сэкономите себе кучу нервов и останетесь «в домашней» обстановке.

Изучите список участников и заранее назначьте встречи через Business Assistant.

Люба Бородулина «Гайдлайн для Выставки разработчиков»

Фотографии это важно

Постарайтесь словить фотографа и попросить сделать качественное фото на вашем стенде. Фоткайте и сами — стенд в процессе сборки, стенд с игроками, радостные играющие «вид спереди».

Отдельная ачивка — сфоткать знаменитого человека на вашем стенде. Со всем этим, конечно, желательно, чтобы был виден логотип вашей игры.

Из всего этого после выставки вы будете собирать «отчёт». Отмечая на фотке знаменитость в facebook, про вашу игру узнает многочисленная аудитория фанатов этого человека.

Эффективный нетворкинг

Препати, обеды, афтерпати и другие вечеринки будут переполнены издателями и другими разработчиками. В это время можно познакомиться с новыми людьми и показать свой проект в непринуждённой обстановке.

Главное — не навязывайтесь. Иногда в это время люди хотят просто отдыхать — показывайте проект, только если окружающим интересно.

Я терпеть не могу толпы. Я не могу стоять в очередях. Сложно говорить с новыми людьми. Что они обо мне подумают? Что, если все решат, что я глупый? Не накручивай себя. Все через это проходили. Если ты на конференции типа DevGAMM, просто подойти и поздоровайся. Все там, чтобы общаться.

Алекс Ничипорчик «Как питчить игры»

Запишите видео с трейлером и отдельное с геймплеем. Старайтесь продемонстрировать то, что отличает вас от других проектов. Будет странно, если вы расскажете про революционный геймплей, а показывать будете только реализованную часть — платформер с кликером 🙂

Лучше всего брать планшет (или телефон с большим экраном), записав видео файлом (не рассчитывайте на инет! Пусть файл будет доступен оффлайн!) Я обычно использую Яндекс.Диск — там есть функция offline.

К ночи начинается дикий дискач, и из-за шума возможности нетворкинга сильно падают, поэтому, если вы видите людей, что собираются сваливать «куда потише» — присоединяйтесь к ним и с продолжайте общение уже с ними.

Пустые стенды

Иногда стендов для демонстрации так много, что они начинают простаивать — пообщайтесь с координатором шоукейса, возможно, вам позволят их занять на время «простоя». Главное не перенапрягитесь — уставший на стенде разработчик может создать негативное впечатление перед издателем.

Где я, там и стенд

Наш самый первый шоукейс игры SpeedRunners выглядел так:

Мой коллега Люк Буртис, ростом в 1,90, ходил с ноутбуком на шее и 4 контроллерами. Мы «бомжевали» в Indie MEGABOOTH и внезапно толпы людей начинали играть. Потом подошли Ютуберы. Потом пресса. Через несколько дней игра взорвалась.

Алекс Ничипорчик «Как питчить игры»

Заключение

Шоукейс — важное мероприятие во всех смыслах, не стоит относится к нему спустя рукава, ведь сообщество игровых разработчиков довольно узкое и все быстро начинают узнавать друг-друга, поэтому неприятное первое впечатление может немного испортить вам репутацию.

Порой одна и та же игра приходящая на выставку имеет чёткие ожидания окружающих и то что вы поправили баланс и дорисовали то, до чего игроку пол игры проходить нужно — это ещё показать нужно будет. Поэтому старайтесь показывать это качественно, по уму.

Так же это мероприятие важно для поднятия морали — разработка без стороннего фидбека может вести вас в тупик, а может и к светлому будущему, но лучше идти с какими-то ориентирами, чем совсем без них.

…самое главное — реальные живые люди, которые играли в мое творение, мотивируют меня на создание следующего проекта. 

Александра Манойлович «О шоукейсе на Мини Конференции по игровой индустрии Gamedev.House»

Вот чем крут DevGAMM — тем, что объединяет разработчиков, люди делятся опытом друг с другом, и проблемами, которые порой оказываются похожими, и всегда поддерживают друг друга, что очень и очень ценно

Ann Tenna «Как я провела DevGAMM 2018 в Москве»

Источники

Гайдлайн для Выставки разработчиков — от Любы Бородулиной (ответственная по выставке разработчиков, Deconstruction Workshop и волонтерству);

— статья Настольная книга шоукейсера и Письмо участникам Шоукейса DevGAMM 2019 — за авторством Ярослава Кравцова (координатора шоукейса на DevGAMM);

Как питчить игры — статья Алекса Ничипорчика (СЕО TinyBuild);

Как правильно показать свою инди игру на конференции — статья Дмитрия Клюкина (обзорщик канала «В разработке»);

О шоукейсе на Мини Конференции по игровой индустрии Gamedev.House — статья игрового сценариста Александры Манойлович;

Как я провела DevGAMM 2018 в Москве и Поездка в Минск на DevGAMM 2017— отчёт Ann Tenna.

Добавить комментарий