Статьи

В инди ходить — пара не бояться!

В середине 2012 года неприступный ранее Steam распахнул двери в свою сокровищницу. Все 7 лет до этого, с первых сторонних разработчиков в 2005 году, чужие игры просачивались магическим образом с помощью сильного колдовства. А теперь — вот вам Greenlight, и да решит Сообщество.

Для попадания в Steam каждая игра должна пройти процесс получения «зелёного света». Для этого в специальном подразделе необходимо завести проект игры с описанием и скриншотами и открыть его для получения отзывов. Затем пользователи отмечают, купили бы они эту игру или нет. Через некоторое время, в зависимости от их ответов, модераторы Greenlight дают разрешение выйти с этим проектом в Steam. Конечно, если вы крупная компания с уже выпущенными несколькими проектами, вполне возможно получить возможность завести новый проект просто так, без Greenlight.

0a71aec079c04ac89c4b445b97d6d8eb
Но, возможно, и нет, отвечают нам новые кораблики от my.com

Всё дело в том, что команда Valve попросила сообщество Steam решать самим, в какие игры они хотят играть. Игроков, живых людей, голос каждого из которых — вклад каждого! — весом и важен. Да, это звучит пафосно и инфантильно. Но если вы небольшой разработчик с первой игрой, то будет заметно легче, если вы подружитесь с сообществом и станете его частью. Впрочем, даже для уверенных разработчиков среднего уровня Greenlight может стать возможностью услышать свежие впечатления от игры и дополнить свою аудиторию.

Лирическое отступление: главное в Steam — Сообщество Игроков

При работе со Steam важно понимать одну вещь: это не только площадка-магазин, сейчас это действительно социальная игровая сеть. В мою ленту активности приходят не только известия о том, кто что купил и какие ачивки получил (хотя это уже повод поставить лайки, написать комментарии и обсудить опыт), но и рецензии моих друзей, новости от игр, на которые я подписана, фанарт и скриншоты. В тематических группах не замолкают чатики, где всегда можно найти партнёра на практически любую игру. Пользовательский базар влечёт наистраннейшими товарами по удивительнейшим ценам, ну а Центры Сообщества дадут всю информацию о любимой игре и место, где её можно обсудить.

И, конечно, каждую большую распродажу я больше пишу, чем покупаю или играю, потому что надо собрать значки, обменивая лишние карты и прощёлкивая очередь, надо разобраться в новой Steam Sale Game (или в загадках, спасибо /r/steamsaledetectives и команде Valve, это было восхитительно <3). Но главное — не утонуть в подаренных играх (viva la #стимдобро!) и успеть сократить вишлисты всех, чьи ники видел больше трёх раз в жизни, до того, как их вишлисты будут сокращены другими. Просто так. Потому что Homo Ludens должны держаться вместе 🙂

steamsaleargjan1
Half-Life 3 был подтверждён во время Steam Holiday Sale Detectives из-за следа на одном из фонов, который выпадал после крафта значка из карточек

Вы можете пользоваться Steam давно как игрок. Но если вы впервые слышите о карточках или так и не знаете, что именно даёт прокачка уровня аккаунта, то вам как разработчику будет не лишним уделить этому вопросу немного времени и денег. Или нет.

Регистрация и старт

Общие вопросы описаны в справке. Если это ваша первая игра, то придётся оплатить взнос (Greenlight Submission Fee, в зависимости от региональных цен 3200₽ или 100$ единоразово и навсегда). Сэкономленные на завтраках и потраченные на него деньги показывают серьёзность ваших намерений и перечисляются на благотворительность. Неплохой идеей является заведение нового отдельного аккаунта с именем и ником вашей компании для оплаты этого взноса вместо использования личного Steam-аккаунта. Для регистрации стоит использовать ваш официальный email, связанный с игрой (steam@supermegawowgame.com) — именно этот аккаунт получит статус Actual Authority, и именно с него необходимо будет потом заполнять документы для регистрации в Steamworks.

Помимо этого отдельного аккаунта, можно добавить к продукту дополнительные (в том числе личные) Steam-аккаунты, которые смогут смотреть статистику и добавлять анонсы. И также удобно добавить в таком виде комьюнити-менеджера — аккаунты, имеющие статус разработчика, будут отображаться в комментариях и в ответах в темы с соответствующей пометкой жёлтого цвета РАЗРАБОТЧИК.

Далее наступает время оформить страницу! Имейте в виду, что если у вас изначально мобильная или социальная игра, то в видео, в графических и текстовых материалах должно быть минимум намеков на происхождение. Воины Чистоты Стима (помните лирическое отступление про сообщество?) с удовольствием поставят вам лишних минусов за это. Минусы, конечно, не важны (об этом ниже), но вот то, что они легко могли бы быть плюсами — да, это уже плохо. Ниже то, что предстоит подготовить.

Тексты

Английский и русский как минимум — без английского выходить очевидно странно, а за отсутствие русского придётся оправдываться, как только вы дадите знать о своём происхождении. Обратите внимание — пользователи Steam на самом деле читают тексты, не надо там лукавить и сильно преувеличивать. Так, при выводе игры Plastiland третьим же комментарием сразу после открытия нам указали на некорректно процитированный отзыв от уважаемого IGN.

Графику

Во-первых, иконка: квадратная и, по желанию, гифка. Движущиеся картинки сильнее цепляют глаз. Steam автоматически уменьшает её до размера 200х200 на общей витрине Greenlight, но на странице конкретной игры она может быть больше.

Во-вторых, как минимум 4 картинки. Можно использовать как скриншоты, так и просто дополнительный арт и наброски. Хорошей идеей будет добавить небольшого размера гифку, демонстрирующую геймплей, героев или что угодно ещё.

В-третьих, по желанию — мелкие картинки и/или гифки для описания. Это могут быть как заголовки, так и просто небольшие иллюстрации. Для вставки в текст используйте тег:

[img]url[/img]

Эта тайная информация, конечно, упомянута в правилах, но где-то далеко и глубоко.

Как минимум одно видео в виде ссылки на Youtube. Как можно больше геймплея, особенно если по скриншотам он неочевиден.

К странице можно подключить Google Analytics. Это даст возможность отследить, откуда приходят люди на страницу. Спойлер — отразится, что в основном из самого Steam. Почему? Читайте дальше!

Демо-версию. Есть разные мнения, стоит ли показывать демо или нет. Преобладает следующее: если игра готова на 90%, а демо уже собирает позитив на других площадках — показывать. Нет — не показывать.

Ещё стоит продумать темы дискуссий. У каждого проекта в гринлайте есть мини-форум, где можно создавать обсуждения. Это необязательно, но, возможно, вам хочется услышать какие-то конкретные соображения.

Как вы думаете, сколько может стоить эта игра?

Хотели бы вы Mac/Linux-версии?

А насчёт локального мультиплеера — может быть, нам не стоит тратить на него силы?

Может быть довольно полезно.

Привлечение голосов

Для прохождения Greenlight достаточно набрать чуть больше тысячи голосов «за» с хорошей динамикой. Голоса «против» не учитываются, потому что это не только те, кто ненавидит вашу игру и хочет сжечь вашу собаку от этой ненависти, но и те, кто просто не целевая аудитория: любители других жанров и/или сеттингов.

43980fd0e7c6434c99979b8f0395a17e
Что подразумевается под хорошей динамикой? На картинке выше график получения голосов Plastiland. Большой пик это голоса с главной страницы, которые быстро сократились почти до нуля. Ваша задача — поддерживать линию голосов хоть слегка видимой, можно крупными всплесками, как тот, что виден после 12 ноября. Большой пик 16 ноября — момент получения зелёного света, когда на проект снова идёт органика самого Greenlight. Голосовать новые посетители уже не смогут, но могут добавить проект в избранное и подписаться на его новости.

Что конкретно можно делать?

В первый день можно не делать практически ничего и готовиться к следующим дням. Ваша игра появится на главной странице Greenlight, и это принесёт большую часть голосов. Помните про Воинов Чистоты Стима — они стараются не пропустить ничего, что напоминает порт с мобилок, пейтувинный фритуплей или кликерно-фермерскую ересь. Если это ваш случай — приготовьтесь глубоко дышать и корректно реагировать на злобные комментарии. Дальше понадобится помощь какого-нибудь лояльного сообщества.

Собственные поклонники

Если во время разработки вы публиковали дневники, апдейты идей или просто вели группу в социальных сетях, твиттер и так далее — не забудьте всем рассказать и попросить рассказать всем своим друзьям. Mushroom Wars 1 получила зелёный свет практически на одних голосах фанатов, игравших в неё на других платформах.

Развлекательные порталы

Если кто-то из вашей команды завсегдай любого портала с пользовательскими текстами, используйте его! Не то чтобы Pikabu, dirty и прочие Лепры просто горели желанием узнать про очередную игру в Greenlight, но если вы можете рассказать действительно классную историю — их интерес и поддержка могут оказаться очень кстати.

Тематические площадки

Для них нужен более серьёзный материал. App2top любят дневники разработки и подробные девстори. На Habrahabr хорошо заходят рассказы о том, какой инструментарий использовался, в каких целях и в связке с чем — особенно, если в итоге получился нестандартный пайплайн.

Всепланетное братство инди-разработчиков

Если вы точно знаете, сколько сейчас стоит доширак, то не стесняйтесь просить о помощи коллег по знанию. Есть инди-группы в различных соцсетях (смотри ссылки в конце) — у них могут быть разные форматы и требования к оформлению поста, будьте внимательны. Участники геймдев форумов и различных площадок для геймсджемов также с удовольствием помогут брату-инди. На английском языке — хештег #screenshotsaturday в Twitter и одноименные ветки в Reddit /r/gamedev.

Steamgifts

Площадка для розыгрыша игр среди пользователей, вступивших в раздачу. Обычно используется для повторных игр по ключам из бандлов или иных лишних игр, а также просто с целью порадовать себя и других. У каждой раздачи есть поле для описания, что и используется — создаётся недельная раздача последней ААА-игры (можно ориентироваться на общий вишлист) с просьбой посмотреть на Greenlight вашей игры. Важное замечание — правилами запрещено просить что-то обязательное для участия в раздаче, у самой площадки нет для такого отслеживания никаких механизмов.

Просто посмотрите, пожалуйста, и если вдруг вам понравится и будет несложно…

Желающих получить бесплатную игру много, сообщество очень благодарное и с радостью поддержит. Тем не менее, если вы никогда не пользовались этой площадкой, рекомендую зарегистрироваться и сначала сделать парочку коротких раздач небольших игр. У вашего профиля появится какая-никая, но история, а значит, у пользователей будет меньше подозрений, что никакую ААА-игру не разыграют, и вы просто их обманываете ради голосов.

Также у SteamGifts есть аккаунты со статусом девелопера, которые могут создавать раздачи с большим количеством ключей одной игры. Раздачи, в которых больше 50 ключей, автоматически фичерятся на главной странице в отдельном блоке. Так что, если привлечёте помощь этой площадки, после релиза будет очень мило и вежливо раздать ключи на свою игру. Непосредственные плюсы: те, кто игру не выиграл, но заинтересовался, могут добавить её в вишлист и купить позже. И второй: довольные обладатели бесплатной версии с удовольствием пишут положительные ревью (которые, впрочем, теперь засчитываются как бесплатные и не влияют на общий пользовательский рейтинг игры, но об этом — в следующей части!)

А как же другие способы?

Вы наверняка читали книгу Сергея Галёнкина про маркетинг игр (если нет, очень рекомендую это исправить) и знаете ещё множество интересных способов показать миру свою игру. Однако большинство людей не рассматривает Greenlight как хоть какое-нибудь событие. Поэтому работа с прессой на этом этапе не даёт практически никакого отклика. Исключение — несколько групп в соцсетях и Steam-кураторы, которые занимаются только Greenlight (смотри ссылки в конце).

games-marketing-by-galyonkin-4
Периодически кто-нибудь озвучивает новую и свежую мысль — давайте не будем всем этим заниматься и просто купим трафик! Тут возникает проблема, о которой я ранее упоминала, когда рассказывала про Google Analytics. Дело в том, что голосовать могут только зарегистрированные пользователи. Большинство людей используют Steam через десктопный клиент, а доля тех, кто использует мобильный клиент или браузер, мала.

Это значит, что человек, который увидел где-то призыв проголосовать за вашу игру, сначала откроет её страницу в браузере, и только если она ему действительно понравится, скопирует название, откроет Steam, перейдёт в Greenlight, вставит название в строку поиска, попытается в результатах поиска найти что-то похо…

— о, какая отличная новая другая игра!

Частичным решением проблемы может быть размещение ссылки, которая обращается к клиенту Steam, рядом с обычной веб-ссылкой.

  • Веб-ссылка выглядит так: https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=номеригры
  • Ссылка для запуска клиента так: steam://url/CommunityFilePage/номеригры

Ожидание результата

Спустя несколько дней, ваш проект попадёт в ТОП-100 проектов Greenlight. Игры из этого списка практически гарантировано проходят Greenlight, дождавшись своей очереди. Нужно просто набраться терпения. Обычно модераторы Valve пропускают десяток-другой игр за раз, оставшиеся, соответственно, поднимаются в ТОПе выше. После смерти восхитительной GreenDB волнительно наблюдать за потенциальными конкурентами можно через https://greenlightupdates.com — впрочем, информации там всё равно немного.

На самом деле, некоторые игры проходят Greenlight ещё до того, как попадают в ТОП-100. Так случилось с Football Tactics — они получили одобрение, когда прошли 61% пути к ТОПу. Но это, к счастью, редкое исключение, сочетание отличной игры и везения.

Этот проект одобрен сообществом

7dd3d4cb0605453fb4cbaa055d024f40

И, наконец, долгожданный «зелёный свет». Будет уместно запостить анонс со словами благодарности за поддержку и радостной новостью. Тут же стоит поделиться в общих чертах планами по проекту, его готовностью и ориентировочной датой релиза.

Далее, наступает время подвести итоги и рассмотреть циферки. Больше всего интересует следующее:

Количество голосов «за». Все эти люди получат письмо, когда ваша игра выйдет в релиз в Steam и, скорее всего либо купят сразу при правильной ценовой политике, либо добавят в вишлист.

Процентное соотношение «за» и «против». Выше я упоминала, что голоса «против» не имеют большого значения для получения одобрения. Тем не менее, если из пришедших на страницу игры только, скажем, 30% согласны её купить — такой результат должен насторожить и подтолкнуть к проведению расследования. Возможно, было что-то не так с оформлением страницы: неудачные скриншоты, непонятное описание. Возможно, игра в текущем виде действительно не очень интересна аудитории Steam — точнее, той её части, которая активно смотрит Greenlight. Тогда стоит внимательней отнестись к маркетинговой поддержке при релизе. В любом случае, хорошо, если всё наоборот и о готовности купить заявили как минимум 70% игроков.

После получения одобрения приходит письмо на тот email, на который был заведён аккаунт для Greenlight. Если это ваш первый проект, то в письме будет ссылка на регистрацию в Steamworks и дальнейшие инструкции. Надевайте шляпу, переходите по ссылке и уезжайте в NDA-шный закат.

riding_into_the_sunset

Приложение — ссылки

Площадки для показа демо-версии

Greenlight-истории

Полезное в целом

  • FAQ по Steam
  • Советы по продвижению (в конце есть списки групп и сообществ разной степени полезности)

Сообщества, специализирующиеся на Greenlight

3 комментария

  • Roman Golenok

    >Большинство людей используют Steam через десктопный клиент, а доля тех, кто использует мобильный клиент или браузер, мала.

    > Это значит, что человек, который увидел где-то призыв проголосовать за вашу игру, сначала откроет её страницу в браузере, и только если она ему действительно понравится, скопирует название, откроет Steam, перейдёт в Greenlight, вставит название в строку поиска, попытается в результатах поиска найти что-то похо…

    Чушь.

    1. Ссылки на исследования сколько людей пользуются десктоп и веб версий предоставите?
    2. Голосовать можно в гринлайте можно через веб, зачем для этого запускать отдельно стим непонятно. Можно кинуть кинуть ссылку прямо на гринлайт-кампанию и попросить проголосовать.

Добавить комментарий